Как это работает

Как работает московский велопрокат

 

Бытует мнение, что пользоваться городским велопрокатом дорого и сложно. На самом деле его работа полностью автоматизирована, и услуга обходится в совсем небольшие деньги. «Велобайк» будет работать до конца октября, так что до наступления холодов обязательно нужно успеть открыть Москву велосипедную

Что такое «Велобайк»
Вслед за европейскими столицами правительство Москвы запустило проект городского велопроката еще в прошлом году. Поначалу велосипед можно было взять на 79 станциях вдоль Бульварного кольца и на Фрунзенской набережной — много, но недостаточно для города с 10 миллионами жителей. Зарождавшаяся сеть позволяла только ознакомиться с велокультурой и пересечь весь город на прокатном велосипеде — неудивительно, что услуга была больше востребована у туристов.

Сейчас, спустя почти полтора года после запуска, когда к генеральному партнеру «Велобайка» Банку Москвы присоединился еще и Сбербанк, система разрослась настолько, что об автобусах и автомобиле и правда можно забыть.

Один из 1500 велосипедов можно взять на 150 точках. География проката существенно расширилась — станции теперь располагаются не только на бульварах и в Хамовниках, но и по всему Садовому кольцу. Новые станции расположены в том числе в Пресненском районе и на Краснопресненской набережной. Это удобный альтернативный подъезд к Сити, что особенно актуально в связи с введением там зоны платных парковок.

Также идет активное развитие сети в сторону юго-запада. Частично точки «Велобайка» начали появляться и в спальных районах. Уже сейчас они есть на юго-западе — новые парковки связывают Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, проспект Вернадского, район вокруг станции метро «Университет», обеспечивая удобный доступ к метро. А в районах Чертаново и Беляево организаторы проекта исследуют, насколько востребован велопрокат в отрыве от основной сети — как способ перемещаться между двумя линиями метро. К следующему сезону велостоянок будет уже 300, а велосипедов — 2500.

Как это работает?
Система работает очень просто: регистрируешься, оплачиваешь тариф и ездишь на здоровье. Зарегистрироваться — то есть внести свои имя, фамилию, почту и номер телефона — можно хоть на  сайте , хоть через терминал, а если угодно — через  приложение «Велобайк» . Логин и пароль придут в СМС и в письме по почте. После этого необходимо там же, в личном кабинете, выбрать подходящий тариф и оплатить его, введя номер банковской карты. Для пущей простоты к аккаунту можно привязать свою транспортную карту «Тройка» через любой терминал — например, когда вы в первый раз берете велосипед. В этом случае, чтобы взять велосипед, достаточно будет приложить ее к считывающему устройству и ввести пароль — логин можно больше не вспоминать.

Сколько это стоит?
Город задумывал проект как альтернативу автобусам и трамваям — в сущности, это самостоятельный вид общественного транспорта, в том числе в плане системы оплаты. Короткие поездки до 30 минут уже включены в стоимость тарифа — при этом в неограниченном количестве. Тарифных планов всего четыре: на день (150 р.), неделю (400 р.), месяц (600 р.) или сезон (1200 р.). Если поездка на велосипеде занимает больше получаса, она оплачивается отдельно. Час на велосипеде обойдется в 30 р., два часа — 90 р. До трех часов уже не так бюджетно — 400 р.; собственно, велосипеды «Велобайка» и не задумывались для неспешного катания где-нибудь в парке. Велосипед можно взять и на сутки (1500 р.), но большого смысла в этом нет, учитывая, что в центре велостоянки есть на каждом углу.

Для тарифов на день, неделю и месяц предусмотрен депозит в размере 1000 р. — эта сумма блокируется на банковской карте и возвращается на счет после окончания действия тарифного плана. Из этих денег и вычитаются средства за поездки дольше 30 минут. Для тарифного плана «Сезон» (то есть три месяца) депозит не предусмотрен, велосипедисту достаточно оплатить стоимость тарифного плана — короткие поездки по-прежнему будут бесплатными, а стоимость долгих будет автоматически списываться с банковской карты после каждой поездки.

За несвоевременный возврат — по правилам проката велосипед необходимо отдать назад не позднее чем через двое суток, — если клиент так и не вернул велосипед, на него накладывают штраф — 3000 р. в сутки, а спустя 48 часов взимают стоимость велосипеда — 30 000 р.

Как брать и возвращать велосипед?
Взять велосипед для поездки по городу можно на одной из 150 станций велопроката в пределах Бульварного кольца и на Фрунзенской набережной. На  сайте и в  приложении можно посмотреть, где находится ближайшая станция и сколько на ней свободных велосипедов. Чаще всего прокатные станции располагаются не больше чем в 300–500 метрах друг от друга. Итак, регистрация пройдена, тарифный план выбран. Дальше дело за малым — дойти до любой точки проката и подобрать себе велосипед (они все одинаковые, но вдруг кому-то принципиально, чтобы у него был нечетный номер?).

На руле каждого велосипеда установлен мини-терминал. Чтобы разблокировать велосипед, достаточно поднести к нему свою «Тройку» или ввести логин, вписать пароль — и все, можно отправляться в путь. Вернуть велосипед и того проще — нужно всего лишь установить его в порт стоянки и дождаться, пока на терминале на руле не появится надпись «Поездка завершена». Терминал пикнет в знак того, что велосипед принят, а на телефон придет сообщение.
Яндекс.Метрика