Лучший городской велопрокат Европы:как он работает

Городской велопрокат в Вене — лучший, которым можно воспользоваться в Европе. Система легкая для регистрации и пользования, велосипеды быстрые, станций проката много, и они имеют достаточное количество велосипедов и боксов. Никакой необходимости быть резидентом страны, идти в банк для регистрации в системе, оставлять задаток на несколько сотен евро. А еще велопрокат Вены почти бесплатный — за 2 дня пользования я заплатила всего 1 евро = 28 грн.

Как это работает

В Вене есть более 120 станций велопроката, на каждой из которых в среднем 15-20 боксов с велосипедами. Пользователь системы берет велосипед на одной станции, едет к следующей, там оставляет велосипед в свободном боксе.

Если свободного бокса на станции назначения нет (все боксы заняты велосипедами), надо ехать оставлять велосипед на другой станции. Но это очень маловероятная ситуация, поскольку в венской системе 1500 велосипедов и вдвое больше, 3097, боксов. Это означает, что свободные места всегда найдутся.

 

Плюсы венского велопроката:

Проблема с нехваткой свободных мест существовала в городском велопрокате Севильи. В Севилье приходилось блуждать соседними улицами, чтобы найти свободные боксы. Это связано с тем, что люди утром забирают все велосипеды с окраин, уезжая на работу в центр, а вечером наоборот. В Вене количество велосипедов и боксов рассчитана с запасом, поэтому проблемы нехватки мест не возникало.

 

Как зарегистрироваться в системе

 

Венская система велопроката — самая дешевая и в регистрации, которую автор встречала среди велопрокатов Европы.

 

Зарегистрироваться можно онлайн на сайте www.citybikewien.at за одну минуту, предоставляя данные вашей банковской карты.

 

После регистрации, уже в Вене, вы можете вставить свою банковскую карту в приемник автомата на любой станции велопроката и завершить регистрацию за еще одну минуту.

 

Регистрация стоит 1 евро, и при умном использовании системы это будет единственная сумма, которую вы оплатите за все время пребывания в Вене.

 

При регистрации на вашей карте блокируется 20 евро «на возможный ремонт велосипеда», которые вам возвращают в течение месяца, если ничего не произошло (обычно ничего не происходит).

 

В дальнейшем при выборе велосипеда и возвращении вы вставляете свою банковскую карточку в приемник станции, вводите пароль и выбираете велосипед. Никаких дополнительных действий, получения специальной карточки велопроката, отправки смс-ок или звонки делать не нужно. Также отсутствует какая-либо плата за пользование системой за месяц, за год (абонементы существуют во многих других прокатах, например, Будапешта или Львова).

 

Плюсы венской системы:

это очень простая система регистрации. Для сравнения, чтобы зарегистрироваться в велопрокате Севильи, вам необходима банковская карточка Испании и посещение специального офиса, где вы получите специальную карточку для велопроката.

Для велопроката Дрездена также надо иметь местную банковскую карточку и адрес прописки в Германии, а также быть пользователем местной мобильной связи.

В Берлине (система Deutsche Bahn) необходимо быть зарегистрированным пользователем немецкой железной дороги и платить определенные суммы за это (кроме этого, велосипеды Deutsche Bahn очень дорогие).

В Будапеште надо прийти в специальный офис, где оставить свои данные и заблокировать на вашей банковской карточке задаток в размере 200 евро (возвращается за месяц). В Батуми необходимо прийти в специальный офис для регистрации, где оставить данные своего паспорта, получить специальную велопрокатную карточку.

Венский велопрокат требует от пользователя минимальное количество действий, данных и денег. Это очень просто и быстро.

 

Небольшие минусы системы:

Автоматы на станции не сразу воспринимают банковские карты без чипа. Иногда нужно получить-вставить карточку по несколько раз, чтобы автомат ее распознал. С карточками с чипами такой проблемы никогда не было.

 

Как взять, ездить и как вернуть велосипед

 

Зарегистрировавшись в системе, вы приходите на ближайшую станцию ​​и выбираете свой велосипед среди имеющихся. Можно заранее проверить, накачаны ли камеры, хорошо работают тормоза, не крутится седло (на самом деле, такие проблемы встречаются очень редко, потому, что ночью на станции приезжают ремонтники и проверяют все велосипеды).

Запоминаете номер своего велосипеда, подходите к автомату, вставляете карточку, вводите пароль, выбираете велосипед на табло. После этого у вас есть около минуты, чтобы забрать свой велосипед по боксу, нажав кнопку.

 

Теперь можно ездить на велосипеде бесплатно целый час.

Ровно 60 мин с момента, когда вы нажали кнопку на боксе, не оплачиваются. Два часа катания оплачивается автоматически с вашей карточки в размере 1 евро. Три часа непрерывного катания стоит 2 евро. Четырех часов лучше не допускать, потому что, начиная с нее каждый последующий час, стоит по 4 евро.

 

При этом если через час или меньше катания вы оставляете велосипед на станции, то через 15 минут вы можете взять велосипед снова на целый бесплатный час (если возьмете в течение 15 минут, придется платить, как за два часа непрерывного катания). За час можно поставить велосипед на любую станцию, погулять 15 минут и снова взять бесплатно на час. И так бесконечно.

Тарифы венского велопроката.

 

Такая система тарификации создана для того, чтобы на велосипеде пользовались для проезда из точки А в точку Б по городу, и скорее возвращали велосипед в систему. Это комфортная, приятная и здоровая альтернатива общественному транспорту и частном авто, к тому же стоит ровным счетом ничего. Но это не велосипеды для дальних путешествий, поэтому все часы более одной оплачиваются во все большем и большем размере.

Чтобы сдать велосипед, нужно вставить его блок в свободное бокс на конечной станции, нажать кнопку и проверить, что велосипед больше невозможно извлечь.

 

Плюсы венского велопроката

Период первого бесплатного проката очень большой: целый час! Это самый бесплатный период всех известных автору велопрокатов Европы. Например, в Севилье бесплатными являются только 30 минут, а во Львове (недавно открыт муниципальный велопрокат) — 20 минут (и то, только при условии оплаты месячного или годового абонемента).

 

Также довольно короткое время, через которое велопрокат снова становится бесплатным — всего 15 минут. В Севилье это время составлял 30 минут, а во Львове — 24 часа.

 

Минусы: здесь нет ни одного минуса

 

Какие это велосипеды

 

Городские велосипеды имеют заниженную раму и являются относительно нетяжелыми по сравнению с аналогами в Севилье, Будапеште, Батуми и других городах Европы (но не менее 16 кг весом). С 2009 года их оборудовали новыми переключателями Shimano на три передачи, до этого они имели только одну. Покрышки достаточно узкие, как для города, и по утверждению владельцев CityBikeWien, выполнены из высокопрочной резины, которая не позволяет камере быстро проколоться.

 

Велосипеды оборудованы динамо-машинами, которые подают электроэнергию в передней фонарь, когда вы крутите педали. Впереди оборудованы удобной корзиной, которая, к слову, даже в очень загруженном виде не расшатывает колесо во все стороны.

Седло поднимается легко, откручиванием эксцентрика.

 

 

Как пользователь, я не столкнулась ни  с одной проблемой при использовании этих велосипедов.

 

Плюсы венского велопроката: это очень легкие, как для городского велопроката, велосипеды. И ничего в них ни разу не было сломано. Для сравнения, в Батуми мне приходилось время от времени менять велосипед сразу после избрания, потому что в нем что-то не работало. Аналогично с велосипедами в Севилье.

 

Возможные минусы: в венских велосипедов нет замка для блокировки велосипеда в городе. Такие замки есть у дрезденских, севильских и других аналогов. Но венским велосипедам это обычно и не надо, потому, что в городе есть 121 станция со свободными боксами, очень плотно расположенными друг к другу, поэтому часто легче оставить велосипед сразу на станции, чем оставлять его в городе с риском, что его украдут.

 

Реклама и информирование

 

Для регистрации работает очень удобный и немногословный сайт CityBikeWien, который лаконично предоставляет всю необходимую информацию, ссылки и постоянно обновляемую карту станций.

 

На каждой станции велопроката можно посмотреть карту станций с количеством имеющихся велосипедов и свободных боксов. Также на станциях можно взять брошюру с картой станций в центре города и информацией о том, как зарегистрироваться в системе.

Иногда в городе можно встретить рекламу велопроката.

 

В общем, во всей системе венского велопроката автор нашла только один недостаток, и он касается именно информирования: система не имеет официального мобильного приложения. На сайте CityBikeWien предлагаются несколько мобильных приложений различной функциональности, созданные любителями и пользователями.

 

Ежегодно CityBikeWien выпускает инфографику о том, сколько мужчин и женщин зарегистрировались в системе, сколько километров преодолели, суммарно на какую горку вылезли.

 

В общем, эта система настолько прекрасна: и комфортная, и простая, и быстрая, и бесплатная, что даже не верится, что она может существовать, и каждый из нас может ее использовать. Поэтому остается всего один вопрос:

 

 

Откуда деньги и кому это надо

 

Компания, которая установила и содержит венский велопрокат — Gewista Urban Media, рекламная компания, являющаяся оператором большинства, если не всех, рекламных площадей Вены. Ее главным акционером является рекламная компания мирового уровня JCDecaux, которая устанавливает и обслуживает подобные велопроката и в других городах мира (Париж, Нант, Севилья, Валенсия и другие города Франции, Австрии, Японии). Условие, на которых JCDecaux устанавливает муниципальный велопрокат (а также полностью обслуживает его,содержит, добавляет новые станции, меняет украденные велосипеды) — большинство рекламных площадей города принадлежат или приоритетно арендуемых этой компанией.

 

Город же, хотя ничего и не получает за рекламные площади, тем не менее получает полностью готовый, удобный, красивый и туристически привлекательный велосипедный прокат для всех жителей, который вполне может быть бесплатным для них. Выберет ли город велопрокат, а не рекламные площади — зависит от приоритетов развития, установленных мэрией. Вена сделал выбор в пользу экологического транспорта.

 

Ирина Бондаренко, Ассоциация велосипедистов Киева

 

Фото принадлежат автору
источник: украинский инфоцентр велотранспорта

Leave a reply

Яндекс.Метрика