Вэтом году городской прокат Велобайк бьет рекорды популярности. 16 сентября число поездок перевалило за 1,5 млн. Размышляем, где прокату искать резервы для дальнейшего роста.
Первый рекорд Велобайк побил ещё 23 июля — тогда был зафиксирован миллионный прокат. Учитывая динамику и с надеждой на хорошую погоду, можно надеяться, что к ноябрю, когда прокат обычно заканчивает работу и впадает в зимнюю спячку, количество поездок достигнет 1,8 млн, что вдвое больше прошлогоднего результата.
Взрывной рост числа поездок наблюдался на фоне такого же взрывного развития самой сети.
В прошлом году Велобайк тоже ставил рекорды, ещё более впечатляющие — число поездок по сравнению с 2014 годом увеличилось примерно в десять раз. Взрывной рост числа поездок наблюдался на фоне такого же взрывного развития сети. Тем интересней результат этого года — новые станции этим летом Велобайк не ставил (пять точек электропроката не в счёт, это пока больше игрушки), к тому же центр города с мая по сентябрь жил в состоянии повсеместной стройки. То есть, условия росту не способствовали, но он все-таки стучился.
У #velonation нет научно подкрепленного объяснения этому факту, но есть гипотеза: сказывается инерция — людям требуется время, чтобы оценить и полюбить новый сервис. Предполагаемое удвоение числа поездок к концу октября и почти двести тысяч новых пользователей на сегодняшний день — это долгоиграющие плоды прошлогоднего расширения.
Давайте посмотрим, что ещё может сделать Велобайк, чтобы рост продолжался и в будущем. Не так давно Национальная ассоциация транспортных чиновников США (NACTO) выпустила справочник, в котором анализируется практика работы велопроката. Среди факторов успеха проката специалисты называют: близость станций к остановкам общественного транспорта, плотность покрытия, соседство станций с велодорожками. Насколько московский велопрокат соответствует этим критериям?
Близость к остановкам
Можно спорить, является ли велопрокат общественным транспортом, но то, что многие используют его как транспорт “последней мили” — бесспорно. В Москве главный общественный транспорт — это метро. Прокатный велосипед хорош, чтобы проехать на нём пару километров от или до ближайшей станции метрополитена. В этом качестве прокат может успешно конкурировать с наземным общественным транспортом, который стоит в пробках вместе с машинами и не всегда отличается регулярностью. Посмотрим, как часто станции московского метрополитена соседствуют со станциями Велобайка — на примере станций кольцевой линии и внутри неё (это та часть города, где прокат развит лучше всего).
Надо учитывать, что с метро в Москве всё сложно. Есть станции со множеством выходов, расположенных так далеко друг от друга, что между ними уже впору ездить на велосипеде. Есть двойные Арбатские и Смоленские, которые никак между собой не связаны. Есть крупные пересадочные узлы. Но в целом картина такова:
12 станций метро имеют станцию велопроката в непосредственной близости от хотя бы одного своего выхода.
22 станции метро имеют велопрокат рядом с хотя бы одним из своих выходов — велосипеды, возможно, не видно от выхода из метро, но путь до них вряд ли займёт больше пары минут. Хороший пример такого плана — метро Кузнецкий мост — ближайший к ней пункт проката находится на углу одноимённой улицы и Рождественки. Хотя — учётом того, что все вокруг пешеходная зона, —совершенно неясно, почему нельзя было поставить станцию прямо у выхода из метро.
Некоторые места в принципе не располагают к поездкам на велосипеде. И это проблема — не Велобайка, а устройства нашего города.
20 станций вообще не имеют велопроката в своем ближайшем окружении. Иногда окрестности станций из этого списка в принципе не располагают к поездкам на велосипеде. Например, так обстоят дела в районе Александровского сада. И это проблема — не Велобайка, а устройства нашего города. Но есть совершенно загадочные и необъяснимые ситуации. Например: почему нет велопроката на Маяковской? На Триумфальной площади достаточно места, чтобы поставить там станцию, а Тверская улица имеет достаточно активный велосипедный трафик (хотя по большей части он идёт по тротуарам). Так же сложно объяснить отсутствие станции проката у верхнего выхода из метро Китай город — улица Маросейка, на которую он ведёт, имеет активный велотрафик.
Плотность сети покрытия
Специалисты NACTO высчитали, что расстояние между станциями велопроката должно быть таким, чтобы его можно было пройти пешком за 3-5 минут. Это примерно 400 метров. Почему это важно? Во-первых, при такой плотности покрытия на прокатном велосипеде можно доехать куда угодно. Во-вторых, отсутствие велосипеда или свободного слота на ближайшей станции проката перестаёт быть проблемой — можно взять или сдать велосипед на соседней, до которой рукой подать.
В таком большом городе как Москва дирекции проката приходится делать непростой выбор между широтой охвата и плотностью сети.
В таком большом городе как Москва дирекции проката приходится делать непростой выбор между широтой охвата и плотностью сети. Хочется верить, что у Велобайка есть формула, которая помогает найти баланс между этими двумя стремлениями, но пока некоторые ситуации выглядят тревожно. Например две новые станции в Сокольниках находятся в двух километрах от своей ближайшей соседки — станции на Комсомольской площади. Это значит, что ехать из Сокольников в центр можно и нестрашно. А вот при поездке в Сокольники из центра есть опасность приехать к полностью заполненной станции. Мертвые зоны есть и в центре. Например, почему-то нет ни одной станции в окрестностях Новинского бульвара или на Остоженке. Ехать в эти районы на прокатном велосипеде пока смысла нет — от ближайшей станции до конечного пункта назначения придётся идти пешком гораздо больше 400 метров.
Близость к велодорожкам
Тут все просто — открываем городскую карту велоинфрастуктуры на сайте департамента и смотрим, сколько станций велопроката стоит на велодорожках. Ой, нет… ничего подобного в природе пока не существует. Есть две отдельные карты: велопроката и московских велодорожек. И это — “два мира, два детства”. При наложении двух карт видно, чего стоят рассказы чиновников про двести километров велодорожек в Москве. Основная часть этих велодорожек находится в лесопарковых зонах и предназначена для спорта и отдыха. Велопрокат же рассчитан на короткие поездки по городу. Неудивительно, что эти карты не совпадают.
Но есть странные моменты. Понятно, почему нет станций Велобайка в Битцевском лесу, но сложно обьяснить их отсутствие в вблизи велодорожек, которые являются частью уличной сети. Нет, например, станций проката вблизи Люсиновской и Мытной улиц, где велополосы появились в 2015 году. На Большой Ордынке станция всего одна — рядом с метро Третьяковская. Точно также всего одна станция предусмотрена на Большой Никитской. Причём, не на самой дорожке, а на противоположной стороне улицы. Это общая проблема — даже там, где велодорожка и прокат находятся рядом, их все равно разделяет несколько метров. И светофоры в придачу. Из одиннадцати станций вдоль велодорожки на Бульварном кольце девять стоят в зеленой части бульвара — чтоб воспользоваться велосипедами по назначению, придётся перейти улицу.
Велодорожка на проспекте Вернадского далека от идеала, и расположение Велобайка не делает её лучше.
Совсем странная история происходит на проспекте Вернадского. Велодорожка между одноимённой станцией метро и метро Университет в принципе далека от идеала, и расположение двух местных станций Велобайка не делает её лучше: они находятся другой стороне многоголосной магистрали, путь через которую может занять несколько минут.
Как видите, расположение станций Велобайка в Москве пока далеко от оптимального. Это было бы грустно, если бы не скрывало в себе возможности дальнейшего роста. Он может быть не только экстенсивным (за счёт расширения сети), но и интенсивным (за счёт ее оптимизации). Людям, ответственным за развитие проекта, не обязательно вкладываться в новые станции — если чиновники NACTO не ошиблись с выводами, повысить популярность велобайка можно, просто передвинув уже имеющиеся станции в более удачное место. Хотя в идеале, конечно же, стоит использовать оба метода.
UPD Пока писалась эта заметка, на Мытной и Люсиновской появились новые станции Велобайка, одну из них даже не успели подключить. Это хорошие новости — проект на верном пути.
Leave a reply
You must be logged in to post a comment.